Дискриминация по продуктовому признаку

О необходимости продвижения местных товаров говорят давно и на всех уровнях. Импортозамещение – цель государственного масштаба. Но решение любой глобальной задачи начинается с малого. В масштабах района «импортозамещение» — это товары местного производства, в частности, молочные продукты. Но вот незадача: поиск устьянского молока на полках наших магазинов может обернуться целой проблемой. Вельское, Тарногское, Вологодское – пожалуйста. А где же местное?

В Устьянах с производством молочной продукции сложностей нет, завод УМК в Шангалах перерабатывает 110 тонн сырья в месяц. Но вот купить местную продукцию – это действительно целая проблема. Как оказалось, не все магазины района готовы брать на реализацию продукцию устьянского производства. Хотя, казалось бы, должно быть наоборот: местную продукцию отличает высокое качество, а значит, спрос на нее у потребителей высокий.

Возвращаясь к высокому качеству

С сентября 2019 года шангальский завод под свое крыло взяла Устьянская молочная компания. Это не было необходимостью – высококачественное сырье, производимое компанией, всегда пользовалось спросом. Переработкой же УМК решила заняться, как говорится, когда «за державу», а точнее, за местную продукцию обидно стало.

– Устьянская молочная компания производит порядка двух тысяч тонн молока в месяц – это чисто сырье, а максимальный потенциал завода в Шангалах – всего лишь 350 тонн в месяц, так что мы в любом случае не можем переработать на нем весь объем нашего молока, – рассказала Елена Лобанцова, генеральный директор УМК. – Шангальский молокозавод много лет был в аренде предпринимателей, которые эксплуатировали его не очень успешно: качество продукции оставляло желать лучшего. В первую очередь это связано с тем, что не было разработанного регламента по качеству продукции, не было стандартизации и должной культуры производства. Нам стало обидно, что из высококачественного сырья УМК после переработки на шангальском заводе получается недостаточно хорошая продукция. Поэтому мы решили взять завод в аренду и вывести местную молочную продукцию на новый уровень. Пока перерабатываем небольшой объем, порядка 110 тонн сырья в месяц, потому что стремимся не объемы нарастить, а вернуть высокое качество местной продукции. Многое мы уже сделали, но нам еще есть к чему стремиться.

За полгода УМК успела модернизировать линию производства молока и кисломолочных продуктов. В составе устьянских продуктов нет добавок, продлевающих срок годности: они на сто процентов натуральные. Молоко, в частности, просто пастеризуется и упаковывается. Сейчас на заводе завершается монтаж современного творогоизготовителя: если раньше его производили фермерским способом, в ваннах, то сейчас этот процесс будет производиться в специальном агрегате закрытого типа. Кроме того, планируется монтаж современной линии по производству масла.

– Раньше на заводе производили ряженку, топленое молоко, ряд детских продуктов – мы планируем вернуть эту продукцию в линейку товаров, – рассказала Елена Лобанцова. – В частности разрабатываем маркетинговую идею новых детских продуктов – натуральных творожков. Так как продукция детская, составу и качеству уделяем особое внимание.

За сменой качества последовала и смена дизайна упаковок: теперь местная продукция выпускается в новом формате.

Чем больше объем – тем ниже цена

Не только качество влияет на привлекательность продукта в глазах покупателей, но и его цена. Многие считают, что местные товары должны быть дешевле привозных, ведь в стоимость продукции не закладываются средства на транспортировку. На самом деле, на цену влияют не только эти расходы.

– В экономике есть такое понятие как прямые и накладные расходы. Прямые – это, например, затраты на сырье, упаковку, а накладные – общехозяйственные, оплата труда. Они не зависят от объема производимой продукции и составляют существенную статью расходов. Так как завод мощностью 350-370 тонн производит всего 110 тонн, цена готовой продукции на выходе получается выше, – объяснила Елена. – Но хочу сказать, что сейчас мы работаем с отрицательной рентабельностью, у завода нет прибыли даже при такой стоимости. Кроме того, мы не используем добавки, которые позволяют увеличивать выход готовой продукции. Мы делаем качественный продукт, который не стыдно предлагать устьякам и гостям района.

Местная продукция действительно имеет более высокую цену, но не только потому, что завод в Шангалах загружен не полностью. Еще одна причина – у УМК пока нет достаточного объема сбыта: местные магазины не готовы брать продукцию на реализацию. Почему возникают сложности со сбытом и почему местным предпринимателям выгоднее закупать товар в других районах и областях – ответа на этот вопрос у директора компании нет.

– Чем больше мы будем продавать, тем ниже будет цена на продукцию – это законы экономики, – отметила Елена. – Мощность завода как раз рассчитана на то, чтобы обеспечить нашей продукцией весь район. Теперь дело за местными предпринимателями.

Пачка молока – в каждый дом

Но надо сказать, УМК работает над ценовой политикой своей продукции. Основная задача – сделать ее более доступной для устьяков.

– Мы хотим, чтобы у потребителей была возможность покупать молоко, сделанное из качественного сырья, произведенное на наших современных животноводческих фермах, поэтому хотим сделать молоко в Устьянском районе социальным продуктом, – рассказала Елена Лобанцова. – Чтобы по цене оно было доступно всем устьякам, планируем отдавать в магазины по 35-36 рублей за упаковку, это существенно ниже, чем сейчас.

Такой низкой закупочная цена будет только для предпринимателей Устьянского района, для всех остальных она останется такой же. Вторым социальным продуктом станет творог, а в перспективе, возможно, низкая закупочная цена будет установлена и на масло – линия по его производству как раз закуплена заводом.

Сейчас местную молочную продукцию реализуют магазины «Север», ПО «Устьянское», ИП Бирина, хотя и не каждый день. Принципиально УМК не заходит в крупные торговые сети, чтобы не наносить урон и не лишать клиентов местных предпринимателей.

– Я хочу, чтобы местные производители и местные предприниматели поддерживали друг друга, но если ситуация не поменяется, со своим продуктом мы пойдем именно в крупные торговые сети Устьянского района.

Как ни странно, больше, чем наши предприниматели, в устьянской продукции заинтересован областной центр – в Архангельск трижды в неделю отправляется полторы тонны продукции. Также наша молочка есть в Северодвинске, Обозерске, Плесецке и Котласе. Но УМК все же не теряет надежды наладить более плотное взаимодействие с местными устьянскими магазинами: сейчас они реализуют лишь 26 процентов продукции шангальского завода.

 

«УСТЬЯНСКИЕ ВЕСТИ»